Зимний вечер в творчестве А.С.Пушкина и музыке.
Цель: Познакомить со стихотворением « Зимний вечер» и научить читать выразительно.
Задачи:1.Обучающие: – учить выразительно читать стихотворение;
– формировать умение видеть и понимать предназначение средств художественной выразительности;
– учить наблюдать, сравнивать и анализировать.
2.Развивающая: – развивать речь учащихся, воображение, способность воспринимать произведения различных видов искусств.
3. Воспитывающая: – воспитывать бережное отношение к слову, обогащать духовный мир ребёнка.
Оборудование:
Портрет А.С.Пушкина. Художник В. А Тропинин.
Портрет Арины Родионовны Я.П.Серяков.
Виды Михайловского.
Рисунки детей.
Ход урока.
1.Организационный момент.
–С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
2. Проверка домашнего задания.
1. За окном еще осень, а у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо. Все это благодаря вашим рисункам, которые вы нарисовали дома.
– Обратимся теперь к стихам А.С.Пушкина, чтобы продлить приподнятое, восторженное настроение.
2.Учащиеся рассказывают наизусть стихотворение «Зимнее утро», которые они выучили дома.
3. Подготовительная работа.
–Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Пушкина. Называется оно «Зимний вечер». Написано оно в селе Михайловском, родовом имении ( доме) поэта, где он находился в ссылке 2 года, не имея права выезжать(1824–1826гг).
–Что значит родовое имение? Подберите однокоренные слова? (род, родной, родители).
–Как иначе сказать – родовое имение ? (Имение родителей.)
–А.С.Пушкин много раз приезжал в село Михайловское, в имение своих родителей. Его вдохновляли простая русская природа, небольшое озеро, река, особенная тишина и прозрачный воздух.
С 1824 года по 1826 Пушкин находился в Михайловском в ссылке. Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался, поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа – няня поэта.
–Как звали няню поэта ? (Арина Родионовна).
–С каким стихотворением, посвящённым няне поэта, мы уже познакомились? («Няне»).
–Как Пушкин называет свою няню в этом стихотворении? («Подруга дней моих суровых…»)
– Вместе они коротали долгие зимние вечера в деревне. Зимой темнело рано. Арина Родионовна брала веретено или спицы и шла в комнату Александра Сергеевича. Свеча потрескивала на столе, смутные тени метались по стенам. Поэту казалось, что на всём белом свете только он да няня. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер. А поможет нам в этом музыка П.И.Чайковского.
Послушайте музыку П. И. Чайковского « У камелька» из альбома « Времена года». Она поможет вам ощутить тепло, уют пушкинского кабинета в Михайловском, услышать тихий, неспешный разговор няни и поэта.
Звучит музыка.
– Какой вечер нарисовала музыка? ( Добрый, уютный, тёплый, домашний, мечтательный, будто кто-то ведёт задушевную беседу.)
–Как звучала мелодия? ( Мелодия звучала задушевно и напевно, как русская народная песня.)
У камелька уютно, спокойно, можно дремать и слушать нянины сказки.
Образ няни, разделявшей одиночество поэта, его чувства к ней раскрываются в стихотворении «Зимний вечер».
3. Знакомство со стихотворением.
Учитель выразительно читает стихотворение.
Выявление первичного восприятия стихотворения:
–Понравилось вам стихотворение?
–Какие чувства вызвало у вас?
–О каком времени года говорится в стихотворении? (О зиме.)
–Какую картину вы представили?
4.Постановка учебной задачи.
–Сегодня мы будем с вами учиться читать это стихотворение выразительно.
–Что значит, прочитать выразительно? (Прочитать с нужной интонацией, попытаться передать те чувства, которые испытывал поэт, когда писал это стихотворение.)
5.Анализ стихотворения.
–На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? (на 2 части.)
–Какие это части? (Описание погоды и беседа с няней.)
–Найдите эти части . ( 1 часть: «Буря мглою небо… застучит…»; 2 часть «Наша ветхая лачужка…».)
–Прочитайте про себя первую часть.
–Какая была погода в тот зимний вечер? (Погода бушевала.)
–Как описывает поэт бурю? (Как живое существо).
–Какое средство художественной выразительности использует поэт, чтобы буря «ожила»? (Олицетворение.)
–Найдите олицетворения в 1 части? (Буря застучит, мглою небо кроет ,буря заплачет).
–Что означает слово «кроет»?( Покрывает.)
Что означает слово кровля? (Кровля- то, что покрывает дом, крыша.)
–Что означает слово обветшалая?( Обветшалая – старая, разрушающаяся.)
–Вспомните, что называют сравнением? (Один предмет сравнивают с другим, похожим чем-то.)
–С чем сравнивает поэт завывание ветра в бурю? ( С воем зверя )
–Найдите ещё сравнения в этой части? (Заплачет, как дитя; как путник запоздалый.)
–Почему поэт прибегает к таким сравнениям? (Сравнения помогают представить силу снежной бури, грустное настроение поэта, у которого сердце сжималось от тоски и одиночества. Состояние природы передаёт душевное переживание поэта)
–Какой вечер предстал перед нами? ( Холодный, метельный.)
–Поэт словно смотрит в тёмное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле.
–Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт? (Она «кроет небо», «крутит вихри», «воет», «плачет», «шумит соломой», «стучит в окно».)
–Ударения в словах падают на какие звуки? ( о, а, у, е, и.)
–Что они изображают? (Завывание вьюги.)
–Какие строки позволяют услышать шуршание соломы, шум за окном.
(То по кровле обветШалой
Вдруг Соломой ЗаШумит,
То, как путник ЗапоЗдалый,
К нам в окоШко поСтуЧит.)
–На какие слова падает логическое ударение? ( На глаголы: кроет, крутя, завоет, заплачет, зашумит, застучит.)
–Послушайте две мелодии и подумайте, какая из них подойдёт к первой части стихотворения.
Первой звучит уже прослушанная в начале урока мелодия из альбома Чайковского «Времена года», второй фрагмент «Ноябрь» «Времена года».
-Подойдёт ли первая мелодия? (Нет. Она спокойная, ласковая, домашняя, а в первой части погода бушует. Человек не в силах повлиять на погоду. От этого становится очень грустно.)
–А вторая мелодия? ( Да. Она неспокойная, стремительная, немного пугающая.)
–Прочитайте выразительно первую часть. Попытайтесь передать состояние природы.
Один-два ученика читают первую часть.
–Получилось прочитать выразительно?
–Что пытались передать?
5. Физкультминутка.
Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете–
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!

–Прочитайте про себя вторую часть стихотворения.
–Что означает слово лачужка? (Старенькая избушка, небольшая.)
–Если заменить слово лачужка однокоренным словом лачуга, изменится ли смысл? (Да. Лачужка маленькая, ей тяжело выдержать натиск бури.)
–Почему поэт называет домик няни печальной и тёмной лачужкой ? (Домик няни, эта «ветхая лачужка», противостоит буре, но против стихии он ненадёжный защитник).
–Буря как бы проникла в дом, её завывание раздаётся внутри дома. И при этом «ветхая лачужка» не только бедна, но и темна. Тьма хозяйничает за стенами дома, но и в самом доме не светло. Таково и настроение: в «ветхой лачужке» невесело. Здесь живёт тёмная печаль.
–Чему посвящена вторая часть? (Она обращена к няне.)
–Как он называет няню? (Добрая подружка, моя старушка.)
– Няня тоже призадумалась, приуныла и Александр Сергеевич старается её развеселить, стряхнуть с её души грустную тягость зимнего вечера.
–Найдите эти строки.
( « Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?»)
–Что такое веретено? ( Ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.)
–Каким настроением пронизана эта часть стихотворения? (Она грустная, нежная печальная.)
–Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, нянины песни и сказки скрашивали жизнь поэта.
С нежностью называет он няню доброй подружкой, будучи уверенным, что она способна разделить его чувства.
–Какими словами поэт создает картину одиночества, описывая свое жилище? / ветхое, печальное, темное /
–Эти слова подчеркните, они должны читаться с особым выражением.
–Какие слова помогают передать грустное настроение?( Мглою кроет, завоет, заплачет , обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе. )
– Однако не в натуре Пушкина подчиняться грусти. Ему нужен живой голос няни. Вместе легче пережить печаль.
–Что просит он у няни?
( Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла».)
–Что напоминают эти строки ? (Русскую народную песню )
–Как вам кажется, для чего Пушкин употребил эти строки?
Читая эти строки, поневоле вспоминаешь народную песню, в которой « по улице мостовой шла девица за водой». Видимо, эту или подобную песню пела Арина Родионовна. Нянино пение делало жизнь более уютной даже тогда, когда за окном выла и плакала буря.
–Как следует читать обращение поэта к няне? Его просьбу? Почему? (Пушкин включает в свое стихотворение народно-песенные мотивы, которые должны читаться плавно, напевно)
. Как надо читать 2 часть стихотворения, каким тоном?(Спокойным, напевным, окрашенным грустью печалью, ласковое обращение к няне. Надо прочесть так, чтобы слушатели тоже прониклись сочувствием к горькой судьбе поэта).
– Поставьте ударение над словами: мой друг, моя старушка, добрая подружка. Паузы обозначьте.
–Прочитайте вторую часть стихотворения выразительно.
–Сравните первую и вторую части стихотворения. Похожи ли они? (Нет. Вторая часть пронизана любовью, нежностью, лаской. Она задушевная и очень грустная.)
–Как заканчивается стихотворение? (Опять мы видим описание бури.)
–Это не случайно. Пусть воет вьюга, нагоняет тоску, мы не поддадимся ей и дружеской беседой поддержим свою бодрость.
–Прочитайте выразительно всё стихотворение.
Читает один человек.
–Вспомните, что такое мелодекламация.( Чтение под музыку.)
–Будет звучать музыка. Попробуйте ещё раз прочитать стихотворение.
Звучит «Декабрь» из альбома « Времена года».
6. Обобщение.
–Кому посвящено стихотворение? (Няне.)
–Меняется ли настроение на протяжении стихотворения? (Нет. Оно грустное.)
–Сравните это стихотворение со стихотворением « Зимнее утро». Что между ними общего? (Они о зиме: зимнее утро и зимний вечер.)
–Чем они отличаются? (Стихотворения отличаются настроением. В стихотворении «Зимнее утро настроение меняется, а в стихотворении «Зимний вечер» – грустное от начала до конца.)
–Какой изображена зима в стихотворении? (Суровая, вьюжная.)
–Какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение? (Печальное, грустное, тоскливое.)
–Да. Стихотворение «Зимний вечер» – самое грустное. Удалось ли нам передать настроение поэта при чтении стихотворения?
– Музыкально ли это стихотворение? Если бы вы были бы композиторами, какую музыку написали на эти стихи? ( Взволнованную, тревожную, кружащуюся… и в то же время грустную. )
7. Итог урока. Рефлексия.
–С каким стихотворением познакомились на уроке?
–Кто автор этого стихотворения?
–Какую музыку слушали?
–Помогла ли музыка лучше понять стихотворение?
–Что нового узнал на уроке?
–Что больше всего запомнилось?
10. Домашнее задание.
1.Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Зимний вечер».
2.Выучить стихотворение по желанию.

Новый рисунок (1)

Новый рисунок (3)

Новый рисунок (4)